Региональное информационное агентство Московской области (РИАМО)



Фарфоровый сервиз с эмблемой сокола на оборотной стороне когда-то был предметом гордости советских хозяек, да и сейчас есть практически в каждом доме. Дулевский фарфор – один из исторических промыслов Подмосковья. В 2014 году Дулевский фарфоровый завод, основанный еще в 1832 году крестьянином Терентием Кузнецовым, пережил настоящую революцию – модернизацию производства, были закуплены новые печи и станки.

Корреспондент РИАМО узнал, как сейчас производится знаменитый дулевский фарфор, изделия из которого можно будет найти на выставке-ярмарке «Ладья. Весенняя мелодия», которая пройдет с 1 по 5 марта в «Экспоцентре» в Москве.



Фарфоровый завод в подмосковном городке Ликино-Дулево исторически славится чайными сервизами, а также выпускает кухонную посуду, сувенирные изделия и коллекционные статуэтки.

На фото: завод «Дулевский фарфор»



Изначально фарфоровая масса имеет серый цвет. Когда-то белизна фарфора достигалась за счет добавления мышьяка, что губительно сказывалось на здоровье работников, сегодня же фарфор глазуруют.

Фарфоровую массу, которая поступает из заготовительного цеха в форме брусков, делят на части вручную.



Плоские изделия – тарелки, блюдца, миски, салатники – формируют на полуавтоматах. Автоматический ролик раскатывает массу по шаблону и оформляет изделие, которое вручную снимают с формы и отправляют на сушку перед обжигом.



«Изделия должны немного высохнуть до определенной влажности, потом они пойдут на первичный обжиг при температуре около 850-950°С и станут желтоватыми», - рассказывает начальник отдела развития народных художественных промыслов Светлана Паремская.



В старых туннельных печах цикл обжига составлял сутки – теперь он сократился до 7 часов.

На фото: новые канальные печи



Такие изделия, как сахарницы, суповые вазы и корпусы чайников, производятся практически по старинке - методом ручной формовки при помощи шаблонов. Изделия сушатся прямо в форме, после извлечения с них срезаются швы, у чайников пробиваются отверстия для сеточек.



После первичного обжига приклеиваются ручки и носики. Они изготавливаются наливным методом или по методике шликерного литья, под давлением, когда изделие формируется в специальных машинах и уже не требует предварительной сушки.



Далее изделия, прошедшие первичный обжиг, отправляются в обдувочную камеру, где с них удаляется пыль, и проходят обработку глазурью. Затем продукцию ожидает вторичный обжиг при более высокой температуре – 1380°С.



Следующий этап – нанесение на изделия фирменного клейма в виде сокола. Кстати, дулевские «птички» бывают красные и синие. Красные штампуют на продукцию высшего сорта, например, дорогие сервизы, созданные тонкостенным литьем. Синими штампами клеймится в основном продукция для массового потребления. Так, стоимость чайных сервизов Дулевского завода варьируется от 1700 до 40 000 рублей.



Самый интересный этап производства – декорирование изделий в живописном цеху. Способов украшений продукции завода существует несколько. Наиболее творческий – метод ручной росписи фарфора. Сначала через кальку на изделии размечается контур рисунка, а на стеклянной палитре готовятся краски, смешанные со скипидаром. Далее художник начинает создавать рисунок по образцу (эталону), утвержденному худсоветом.

«Некоторые наши мастера уже справляются и без кальки – настолько у них набита рука на создание определенного рисунка», - отмечает Светлана Паремская.



Один из самых известных и узнаваемых стилей Дулевского завода – так называемые «агашки». А для того, чтобы сделать обрамление золотой каймой, изделие устанавливают на специальное приспособление – турнетку, которую приводят во вращение. Затем с помощью кисти или губки с золотосодержащей краской наносят окантовку.



Рядом с живописцами трудится бригада, которые используют метод деколи, когда переводную картинку помещают в лотки с теплой водой, снимают пленку с рисунком и наносят на изделие. Оно отправляется на обжиг при температуре 790-830°С, а затем кистью или перьевой ручкой наносят краску.

После росписи изделия на три часа помещаются в печи для декорированного обжига.



Работа в мастерской по изготовлению скульптур строится иначе. Автоматизированное производство здесь неприемлемо: все изделия создаются вручную при помощи гипсовых форм.

Скульптура состоит из нескольких фрагментов, их количество может достигать 36-ти. Отдельно отливается голова, руки, туловище, ноги и т. д., объясняет Светлана Паремская. Массу заливают в форму и держат там до определенного уровня влажности, ее чтобы можно было достать, не помяв. Далее мастер начинает сборку скульптуры, обрабатывая и склеивая все стыки. Сушка происходит в естественных условиях, без первичного обжига. Затем художники наносят на изделие подглазурные краски, скульптура глазуруется и ставится на обжиг в камерную печь, которые разжигаются один раз в месяц именно для уникальной продукции.



Авторские скульптуры очень ценятся среди коллекционеров. Кто-то собирает статуэтки на тему театра и литературы, кто-то жанровую скульптуру или анималистику. Особой популярностью пользуются скульптуры 50-60-х годов ХХ века, которые выпускаются ограниченными тиражами. Каждая из них является творением знаменитого скульптора и имеет сертификат. Коллекционеры могут заказать желаемое изделие.



Одно из таких произведений искусства – композиция, изображающая Александра Пушкин и Наталью Гончарову с детьми – находится в работе у главного художника Валентины Шириной.

«Это единичный экземпляр, форма для него создавалась знаменитым советским скульптором Астой Бржезицкой. Расписываю его на свое усмотрение уже в течение полутора месяцев. Прежде чем приступить к работе, нужно самостоятельно собрать материал, узнать, как люди были одеты в ту эпоху», - рассказывает Валентина Ширина.



Есть и другие направления производства, например, посуда для отелей, ресторанов и кафе. Для этих целей выпускаются в основном белые универсальные наборы, не привязанные к какому-либо стилю, либо украшенные традиционной золотой каймой. Есть и специальные заказы, например, для ресторанов восточной кухни, с жанровыми рисунками.

На фото: готовая продукция сортируется и упаковывается в фирменную тару и отправляется на склад.



Родители выбирают детям наборы посуды с изображениями персонажей русских сказок и советских мультфильмов – «Колобок», «Кошкин дом» и «Чебурашка».



Новое оборудование, закупленное во Франции и Германии, позволяет ежегодно повышать объемы готовой продукции на 10-15%, сократить расход газа и улучшить качество фарфора.

«В планах у нас повысить объем производимых товаров с нынешних 1,3 миллиона изделий до 2 миллионов в месяц. Наша продукция в основной своей массе не является товарами премиум-класса, она в основном предназначена для каждодневного использования», - говорит начальник отдела маркетинга и продаж Оксана Анисимова.

Значительный объем прибыли Дулевскому заводу дают оптовые клиенты – базы и сетевые магазины, такие как «Икеа» и «Ашан». В основном продукция поступает в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область.

На фото: музей завода «Дулевский фарфор»

Ирина Блинник

Ссылка:  https://riamo.ru/article/195671/kak-delayut-znamenityj-dulevskij-farfor.xl

Возврат к списку